moonkan (moonkan) wrote,
moonkan
moonkan

Учеба в Германии.

Учился я тут в Фаххохшуле, это по немецким меркам высшее образование, но, одно время считалось "ниже" чем классический университетский диплом. Сейчас все стандартизировали, ввели всяких там бакалавров с магистрами и говорят разницы особой то и нет. С точки зрения обучения, в университете, как мне объясняли, больше теории, в плане часов и так далее. А в ФХ больше практики, и в экзаменах-предметах и в том числе и на производстве, по специальности. Требуют наличие хотя-бы относительно близкой работы ДО поступления, потом 10 недель практики + отчет в течении каникул в первый/второй годы, и полноценный практический семестр (4 дня в неделю работа, 1 день в ФХ, нужно было посещать пару предметов) на 3м году. Иначе не допускали до высших семестров


0. Предметы делились на обязательные по-специальности и дополнительные общеобразовательные. Обязательные это те что по специальности, типа основ Информатики, Математики, Криптографии, а дополнительные, это так сказать для общего уровня образования. Ну например языковые, какие-то смежные специальности и так далее. Я себе брал например Рабочее Право, Медицину, SAP R3 для инженеров и еще несколько других. Плюс на последних семестрах кроме обязательных и по-выбору, появились еще "по-специальности по-выбору", то есть какие-то специализированные, например "безопасность Веб приложений". И получалось где-то так, на младших семестрах по 1-2 общеобразовательных и 4-6 специальных обязательных, на старших 2-4 обязательных и 2-4 спецкурса по выбору. Вот сравнивая со своей учебой на похожей специальности в российском вузе, сразу скажу - немецкий подход мне понравился больше.

1. Не было лишних предметов - даже те что я выбирал в качестве необязательных "по выбору" мне пригодились. Для общего развития. В РФ - непонятно зачем нам всовывали Историю, Русский Язык и еще какой-то бред, не считая задрачивания физикой. Да, я конечно понимаю, что в РФ я учился на недо-специальности "Информатикa" на Физическом Факультете, а в Германии - именно на Информатике, но тем не менее, я что-то сомневаюсь что там сейчас лучше стало. Ну и в другом вузе за который я знаю - было не лучше, кстати, несмотря на наличие информатики как специальности, все информатики учились ЧЕРТИТЬ например (так как информатика там выросла из машиностроения).

2. Преподавателей мало волновала посещаемость их лекций и семинаров. Вот реально - 90% преподавателей не интересовало, ходил ты на лекции или нет. Из редких исключений - Медицина, можно было пропустить 2 раза, но там экзамен ставился фактически по результатам посещений. Но несмотря на это, люди ходили на лекции. Причем к некоторым профессорам были аншлаги, даже если они читали лекции на английском. Аншлаги кстати приводили к тому что иногда профессора давали на администрацию с требованием запретить студентам посещать лекции не по "групповому" расписанию, причем недовольны были и те, к кому аншлаги и те к кому не ходили.

3. Экзамены. Все и всегда письменные. Все и всегда были "обезличены" - выдают листы со штампом, где на титульном пишешь имя-фамилию, а далее - свои ответы на вопросы экзамена. При проверке титульные листы преподаватель не видит, а только ответ с номером. Сдавать можно только один раз - если не сдал, то следующая попытка не в каникулы, а уже в следующем семестре или, что вероятнее, через год (большинство предметов читают с годовым циклом). Тоже более удобно сделано, если человек за семестр не освоил предмет, то вероятность что он его осилит за неделю-две, когда ему еще и к следующим экзаменам готовится надо ... имхо маловата. Именно освоит, а не зазубрит "определения и доказательства". Хотя приводило к наличию "вечных студентов", так как до отчисления можно проучится года полтора-два нихрена не делая абсолютно.
Кстати что порадовало, вот сейчас даже не припомню предметов на которых надо было зубрить. Наоборот - вопросы на экзамене представляли собой скорее задачи в той или иной форме, рассчитанные на то что студент умеет применять на практике то что в его голову вещали в течении семестра. Причем зачастую преподаватель предпочитал дать 2 средних задачи, а еще лучше 4 простых, а то и 8 совсем простых вместо одной сложной. У некоторых бумажки экзамена представляли собой скрепленную скоросшивателем стопку листов 8-10, а то и больше. 20 - 25 - 30 простых задач за полтора часа. Нет были и другие предметы, где было 3-4 хороших таких задачи минут на 30 каждая. Но сдать было непросто и то и другое.

4. Списывание. Шпаргалок за время учебы практически не видел. Не имело смысла - на большинство предметов можно было официально принести и пользоваться : "Учебник" (чаще всего рекомендованная преподавателем книга), справочник математически или физических формул/констант, скрипт лекций, тетрадку с семинаров, и 6-10 листов А4 собственноручно подготовленных материалов. Но вот шансы что это все тебе поможет ответить/решить правильно все задачки - нулевой. Со случаем когда их много легких - тупо не успеваешь глядеть в шпаргалки (иногда было необходимо так много и так быстро писать, сразу из головы - что мышцы руки потом ныли), а когда мало сложных - нужно думать, а не нервно листать справочники.

4. Вытекает из 2 и 3. Посещать лекции приходилось совсем по другим причинам - нужно было как то сдавать экзамены. А экзамены, особенно первые несколько семестров были ой! Преподаватели сами неофициально признавались что "отсеивают" таким образом лишних, мол "на информатику и соцработу (это такой факультет тоже у нас был) идут те, кто не знает чем заняться, при этом на информатику, те из них, кто знает как включить компьютер". Местами доходило до таких цифр, 170+ человек (первый "курс" плюс не-сдавшие с других лет) пишут экзамен, сдают около 50 из них. Остальным ждать год. Это кстати во многих случаях вело к тому что народ запуганный подобным на некоторые экзамены записывался только со второго-третьего раза.

5. Натаскивание на работу в группе. Или это у меня так сложилось, но я с самых первых дней познакомился с группой русских студентов и мы быстро начали заниматься вместе. Решать задачки, обсуждать лекции, искать старые экзамены и проходить их. Не реже раза в неделю, а то и чаще. И очень многие делали точно так-же. Плюс начиная с определенного момента, местные аналоги "курсовых" работ тоже выдавались на группы, и удобно, если у тебя уже была своя, готовая, сработавшаяся группа.

6. Возраст студентов. Поступил я на первый курс тут когда мне уже было 24-25 (учеба в рф, переезд и изучение языка тут ... заняло какое-то время, да). Думал что буду там самым старым, но вот ошибался. В среднем народ был около 20-22х, но хватало и и ребят около 30. Причем не обязательно таких как я, местные под 30 тоже могли пойти получать высшее. Или пополучать сначала одно года полтора-два, потом другое, и так далее ... (см пунктик про экзамены) Например одна наша со-ученица сначала изучала археологию, потом историю, потом информатику в уни, потом перевелась к нам на информатику, когда я заканчивал, она училась где-то на электротехнике, вроде. Другой пример - мой теперешний коллега, кстати, сначала выучился на профессию электрика и несколько лет работал, потом, пошел в "высшую проф школу" получил "абитур" (местный допуск к вышке) и уже затем поступил к нам на информатику.


Что то дофига получилось, продолжу в другой раз. Если что то еще интересно - спрашивайте, отвечу в комментах или отдельным постом.

кросспост с https://moonkan.dreamwidth.org/
Tags: fhn, германия, учеба, что было
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 53 comments